Вступление

Бытует мнение, что страж — это «местный танк», но это не совсем верно, ибо на капе функции «танкования» могут выполняться успешно и некоторыми другими классами. Так что сразу следует рассматривать стража как многозадачный класс, способный не только удержать на себе как самого сложного босса в данже, так и натворить много бед для противника в пвп.

Одевается данный класс в тяжелую броню (латы). В качестве оружия может носить: одноручный меч/булову + щит либо двуручный меч (сразу привыкаем к мысли, что нужно иметь и то, и то, и использовать в зависимости от ситуации).

Часть 1. Что же нам надеть на бал?

Итак, создали мы воина и сделали его стражем. Во что же нам его одеть-обуть, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно?

До 30го лвла смысла нам заморачиваться с тем, что носить нет вообще, потому как качаемся быстро, шмот меняем часто, так что носим квестое/дроповое.
Сразу следует уточнить такой момент, что у хорошего стража должно быть два сета, для пве и пвп, а мы делаем именно хорошего стража.

Пве-сет.
Докачиваемся спокойно до 33го лвла и покупаем/крафтим 33е мк (мастер-крафт) рукавички и сапоги, т.к. на них есть долгожданные эффекты скорости атаки и бега. Если позволяют финансы, то берем голду и точим на +10 камушками 53го лвла (примерно, возможны вариации). Этот вариант нас вполне будет устраивать вплоть до 50го лвла. Если же берем синь, но ее впоследствии можно заменить на дроповый вариант в Аджотуране либо на латы «Общества Арахны» (об обществе чуть позже). Наплечи, кираса и набедренники выбираются по большому счету любые. Опять же можно взять 30/35ю дроповую голду, но лучше опять же 33й мк и также заточить на +10. Все, что достается отправляем на продажу/точки и копим кинары к 50/55му лвлу. Таким образом, пве-сет вплоть до 50го лвла у нас есть, все в нем танчится и проходится любой данж. Магические камни выбираются на ваше усмотрение: физ.крит, хп, блок щитом. Все зависит от вас.

Каждый раз на 40м, 45м покупать новый шмот и снова точить его не имеет особого смысла, т.к. лишняя трата ресурсов, времени и нервов.

Итак, у нас есть пве-сет, в котором будем качаться, теперь можно приступать к пвп-сету.

P.S. Также неплохие сапоги со скоростью бега можно получить на 40+ за последнюю миссию в Белуслане/интердике.

Пвп-сет.
Под пвп-сетом будем рассматривать только вещи только за очки бездны (за ап, абис поинты). Важен именно пвп-бонус, который есть только в этих вещах.
Пример 1: Латный комплект элитного акана-центуриона

Начинать его собирать можно параллельно пве-сету, либо же после. Но, как правило, на низких уровнях довольно сложно скопить большое количество ап, т.к. рифтинг в элтенене/морхейме убит, а итемов в данжах нижнего абиса падает слишком мало (а если еще принять во внимание, что у расы может и не быть вообще этих креп), а сидеть и бить гвардов у креп противника довольно-таки скучное занятие, то делаем вывод, что проще быстрее качаться до 46го лвла, с которого мы, наконец-то, получаем возможность ходить в Дерадикон.

Дерадикон представляет собой временную пвпве-зону, в которой группа противников бьется с группой вашей расы. Временные рамки – 40 минут. В случае проигрыша, начисляется 2500 ап + бонусы от убийства мобов, сурок + выполненные квесты. В итоге выходит примерно 4500 ап за 40 минут. В случае же победы мы получаем 5000 ап + бонусы от убийства мобов, сурок + выполненные квесты. В итоге выходит примерно 7500 ап. Побывать в данже можно 3 раза в сутки: 12:00, 20:00, 00:00 по Москве.

Так же примерно с этого лвла ходим в данжи верхнего абиса, а конкретнее Ру и Астерию, если они есть у нашей расы.

Но остается открытым вопрос, а что же именно собирать? С чего начинать?

Наш выбор будет обусловлен тем, что зачастую страж – ласт таргет (последняя цель) у противника, потому делаем упор на увеличение дпс, чтобы успеть натворить побольше неприятностей. Для этого начинаем собирать голдовую ап-бижутерию, хотя бы 30го лвла.
Скрытый текст:

Почему 30й лвл? Потому что быстро, и нужный нам эффект есть. А после сета/оружия ее всегда можно поменять, но выбирать вам.
Так же начинать пожалуй лучше с серег/ожерельки, потому что хорошие колечки мы выбьем в Аджотуране.

Шмот также выбирается исходя из ваших возможностей. Но в реалиях апдейта 2.5 минимум - это 40й элитный голд сет (Пример 1). Заточить на +10/15 довольно легко, на вставку идет магические камни 50го лвла, которых гораздо больше, чем тех же 40х, необходимых на 30й, да и на 55м лвле в 30м ап сете уже как-то не очень уютно.

На что же именно точиться, тут уже зависит от предпочтений оружия/стигмобилда и того, какой шмот выбрали. Однозначно можно сказать, что физ.крита необходимо минимум 500, а остальное в хп, м.деф или блок щитом, если для вас одноручный вариант более предпочтителен двуручного. Точка на атаку лишена всякого смысла, потому как +100 зеленой атаки погоды не сделают, а слоты можно более выгодно использовать.

В заключение о сетах.
На 50м лвле можно сделать квест на фенрир/миразент, а также с 50го ходим в Дарк Фоэту, Священную Арену, с 51го в Удасы, с 55го в Храм Пхасумандир, где собираем себе новый современный пве-сет, который точим в фул хп.

Часть 2. С чем же нам идти на сходку?

Оружие: колюще-режущее и дробящее-плющительное.

Также качаемся с тем,  что послал нам  бог Рандом до 26го лвла, фармя и собирая медные монетки. На 26м лвле идем и берем в Морхейме/Элтенене синие пушки за эти монетки. Точим на +10 и живем спокойно.
Скрытый текст:

До 36 спокойно обходимся одноручником со щитом, а на 36м лвле берем голд двуруч за серебряные монетки также в Морхейме/Элтенене.
Скрытый текст:

Возможны и другие варианты: сбор сета даэваниона для получения пушки, крафт драконика, подмастерья и т.д. Дело вкуса
Если нам повезло, и мы выбили в Святилище Огня синь/голду судьи Кромед, то голду сразу совмещаем с этим монеточным двуручником (синь же переделываем после квестов в Кошмаре в голд и поступаем также). В качестве пушки для совмещения можно использовать и любой другой. Полученный вариант также точим на +10 и до 45го лвла двуручным оружием мы обеспечены.

Одноручный меч за серебряные монеты не берем, так как на 40м лвле можно скрафтить/купить, которого вполне достаточно до 50го.
Скрытый текст:

Но в реалиях 2.5 мы на 40м лвле вступили в общество Арахны и помогали лоулвльным персонажам в качестве наставника, так что к 45му лвле скопили энное количество значков и потому можем взять следующие вкусняшки.
Скрытый текст:

Есть аналогичные варианты оружия за платиновые монеты, но они на 46й лвл, и зачем тратить лишние деньги на то, что можно получить бесплатно?.. Так же и с мк двуручем 45го лвла.

Далее мы же ходили в Аджотуран за колечками и щитом и наверняка выбили синий двуруч, который теперь можно припаять вниз двуруча за наставничество и получить лишние 2% скорости атаки.

С данным оружием мы спокойно докачиваемся до 50го лвла, на котором перед нами открывается огромнейший выбор всевозможных двуручных мечей, из которых достаем любой, имеющий в свойствах 19% скорости атаки: Двуручные голдовые мечи 50го лвла.

Однако более подробно мы рассмотрим лишь один вариант, который является уникальным: Двуручный меч Трирона и Двуручный меч Ранмарка

Кто-то сравнит его с другими двуручами и скажет, что по свойствам он плох, база у него мала и т.д. Но есть у него одно преимущество пред остальными: свойство телескопичности, которое позволяет без отрыва от производства влепить подсечку по упавшему в двух метрах от нас противнику, облегчает использование бонуса движения (увеличение дамага на 10%) и многое другое, что невозможно с обычным двуручем.
Скрытый текст:

Из явных недостатков трирона/ранмарка – это проседание по точности, потому ап-спайка минимум 40й элит ап двур, в котором появляется точность. Также возможна частичная проточка на точность.

И так как 50й двуруч +10/15 вполне еще актуален на 55м лвле, то к нему припаиваем тот двуруч за ап, на который мы собирали после бижи. Если же мы брали двуручный меч за 600/900к ап, то его делаем главным, т.е. к нему лепим любой другой. Таким образом, на 55м у нас будет готовая ап пуха, которую можно будет впаять в рыжий двуруч рудры, академии, яменеса, крафтовый дрениум, драконик и другие варианты: Двуручные оранжевые мечи 55го лвла

Из одноручного оружия отметим лишь две буловы: Боевой молот Менотиоса и Боевой молот лорда-заступника балауров
Скрытый текст:

Часть 3. Какие имплантаты нам вживить?

Теперь немного о стигмах и стигмобилдах.

На 20м лвле мы получаем свою первую стигму: Возмущение I, которая однако для нас пока бесполезна.

Из всех стигм, что нам предоставляются на 20-30х лвлах, мастхэв (100% нужна) лишь одна - Перехват I (бывшее Поглощение I, в народе - "удочка".)

40й лвл для нас начинается со следующего набора:

т.к. основное оружие для нас – это 36й монеточный двуруч. Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание III», «Подсечка II». Также возможна замена «Наказания III» на «Раскат грома I».

На 45м лвле у нас наконец-то появляются стигмы за ап, но из них нас может привлечь только «Реанимация I» для крабства и страховки, если в пати попался хил не очень (первый вариант):

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание III», «Подсечка II», «Вызов гнева III», «Реанимация I».

Второй вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание III», «Подсечка II», «Защита союзников I», «Защитный блок I».

Третий вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание III», «Подсечка II», «Раскат грома I», «Защитный блок I».

На 50м лвле возможных наборов гораздо больше. Первые три варианта – солянка, универсальные наборы для любой пачки в дред/данж и просто соло-ганга.

Первый вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание IV», «Подсечка III», «Раскат грома I», «Защитный блок I», «Крик ужаса I», «Охранный щит III».

Второй вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание IV», «Подсечка III», «Раскат грома I», «Защитный блок I», «Вызов гнева IV», «Реанимация II».

Третий вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание IV», «Подсечка III», «Раскат грома I», «Защитный блок I», «Крик ужаса I», «Защита союзников I».

Четвертый вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I»,  «Подсечка III», «Охранный щит III», «Возмущение I», «Разрушительный магический удар II», «Разрушение сознания II», «Жажда разрушения I» и ставится на выбор: «Броня баланса I»/«Наказание IV»/«Раскат грома I»/«Защитный блок I».

Один из самых неудачных вариантов стигма-билдов на 50м, потому что теряются некоторые полезные стигмы, что явно не стоит 30тисекундного прибавления 80% зеленой атаки. Да и под билд нужна хорошая булова, чтобы с магических ударов был больший эффект.

Пятый вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Вызов гнева IV», «Реанимация II», «Защита союзников I», «Издевательский хохот V», «Доспехи покровительства II», «Прочный щит I» и на выбор ставится: «Броня баланса I»/«Наказание IV»/«Раскат грома I»/«Защитный блок I»/«Подсечка III».

Чисто пве-вариант, ориентированный на данжи.

И, наконец-то, 55й лвл!

Первый вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Броня баланса I», «Наказание V», «Подсечка IV», «Защитный блок I», «Вызов гнева V», «Реанимация IV», «Охранный щит IV», «Волна оков II», «Защита союзников I» и на выбор «Раскат грома II»/«Крик ужаса».

Универсальный набор.

Второй вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I»,  «Подсечка IV», «Охранный щит IV», «Возмущение I», «Разрушительный магический удар IV», «Разрушение сознания IV», «Жажда разрушения I», «Волна оков II», «Броня баланса I», «Защитный блок I» и ставится на выбор: «Наказание V»/«Раскат грома II»/«Щит сокрушения I»/«Крик ужаса»/«Защита союзников I».

Максимум дамага.

Третий вариант:

Использованные стигмы: «Перехват I», «Вызов гнева V», «Реанимация IV», «Защита союзников I», «Издевательский хохот VI», «Доспехи покровительства IV», «Прочный щит I», «Угроза II», «Защита богов I», «Броня баланса I», «Защитный блок I».

Минимум дамага, максимум выживаемости.

Часть 4. Хачу падсвэтку как у джедаев в сваю заточку!

Возможные варианты гсов (божественных камней):
Булава - генеральский на 3700 урона с 1% или 1800 с 2%.
Одноручный меч - паралич, немота.
Двуручный меч - паралич, немота.
О дотающих гсах забудьте вообще, если хочется дешевый вариант, то берем слепоту или снижение скорости атаки цели на 50%.

Часть 5. И вот готовы мы к сходняку… Что ж нам делать там?!

И последний аспект, что же может страж в пати и соло?

В пати у стража может быть несколько задач.
Как правило, страж – это пати лидер, соответственно задавать ассист приходится именно ему, поэтому крайне важно, чтобы разметка противника/мобов производилась как можно быстрее.

Помогают в этом очень хорошо значки, которые можно найти в окне «Умения», вкладка «Действия»:

Для удобства их можно вынести на панель:

Либо же забиндить на кнопки:

А можно и совместить оба варианта.

Вообще желательно чтобы все необходимые скилы, свитки, баночки были юзабельны горячими клавишами или клавиатуры, или мышки, тут уж дело привычки.

Ежели у вас есть такие стигмы как «Защита союзников I», «Защита богов I», «Доспехи покровительства IV», то использовать их нужно в особо опасные для жизни сопартийцев моменты.

Соответственно от вашей пати, вашей заточки, вашего стигмобилда будут зависеть ваши действия. Будете ли вы врываться в строй врага, как авангард, либо же вы пойдете арьергардом, чтобы вовремя использовать на своих сопартийцах защитные умения.

Теперь пара слов о соло-пвп.
Хочется сразу сказать, что нужно внимательно следить за теми бафами, скилами, что использует противник.

Начнем с самого неприятного противника – заклинателя. Если хозяин чара знает, что такое «Сжечь чары», то тут без вариантов, делаем ножки, если успеваем. Если же нас пытаются зафирять под ЗБ, то тут уж как повезет, пройдет отражалка или нет… Если прошла, то можно попробовать задамажить, но… сами понимаете...

Волшебник. Тут два варианта, смотря какой сорк нам попался СС или ДД. Если нам попался ДД-сорк, то возможно, что мы умрем в первые же 2-3 секунды, не успев даже ничего заюзать, если все же успели заюзать селфбафы, как то ЗБ и другие по ситуации/откатам, то пытаемся задамажить. Если же нам попался СС-сорк, и он нас успел законтролить, то можно заказывать местечко на кладбище, ибо из контроля выйдет только наш трупик. Если же случилось чудо, и контроль не прошел, то смело бежим вперед и убиваемся об «Ледяные доспехи I», обжираясь баночками и отхилками…

Стрелок. Много мгновенного дамага, но достаточно ватный. Врубаем ББ, КБ/ПБ, ЗБ и задамаживаем. Если пытается от нас убежать, то смотрим, чтобы в момент юзания удочки на луке не висел уклон.

Убийца. Как и лук имеет хороший дпс, но в отличие от него контактник, и если у нас имеется «Охранный щит IV», то полдела син сделает за нас. Юзаем его, ББ и ПБ, по необходимости КБ.

Чародей. Дамаг не очень, но его дебафы заставляют помучиться. ББ врубаем сразу, ПБ чуть позже, чтоб почиститься и дамажим.

Целитель. Убить довольно сложно. Вариант, если в пухе стоит сало и оно прокнет достаточное количество раз, задамажить пока не может отхилиться. Либо же биться до тех пор, пока у хила не кончиться манна (и такое бывает о_О). Если же у нас заточка на м.деф, то многие скилы хила будут уходить в отражалку, т.к. точность у него довольно низкая.

Гладиатор. Во многом зависит от того, что у него в руках. Если пуха с салом, то сразу юзаем ББ, а ПБ чуть придерживаем, чтобы хильнуться при случае, остальные бафы по ситуации. Если же сала нет, тогда можно подождать пока нас уронят, чтобы хильнуться насыщением здоровья и разогнать хп.

Ну, и наконец, страж. Самое глупое пвп, при равном обвесе зарешает гс.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что хороший страж - это тактик, который правильно оценивает возможности своей пати и всегда смотрит не только вперед, но и назад.